Наша редакция получила предписание «По усилению дезинфекционного режима» «с целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции». Подобные официальные письма от правительства Москвы и главного санитарного врача столицы получили многие предприятия. Свод из 34-х правил у многих вызвал вопросы.
Ирина Мишина
На первый взгляд, все просто и понятно. Департамент инвестиционной и промышленной политики просит довести до сотрудников московских предприятий необходимость «воздержаться от участия в международных мероприятиях на территории Китая, отказаться от приглашений и исключить участие граждан КНР в массовых мероприятиях на территории Москвы».
Но дальше – самое интересное: Предписание главного государственного санитарного врача Москвы Е.Е.Андреевой из 34-х пунктов, которые предприятия Москвы должны неукоснительно выполнять и отчитываться по особой форме «еженедельно по четвергам до 16.00 с 27 февраля». И в конце — грозная приписка: «Невыполнение в установленный срок настоящего предписания влечет за собой административную ответственность согласно п.1 ст. 19.5 КоАП РФ». К слову, наказание по этой статье предусматривает «наложение административного штрафа на граждан в размере от 300-т до 500-т рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей». Сурово. Но справедливо ли?
Перечислять весь список из 34-х пунктов смысла нет. В этом документе, с одной стороны, много рационального. Например, с целью борьбы с коронавирусом проводить на предприятиях регулярную дезинфекцию. Однако, далее следует длинный список химических соединений. Чтобы разобраться, где раздобыть все эти «третичные амины», «полимерные производные гуанидина в концентрации не менее 0,5%», а также «четвертичные амониевые соединения», думаю, многим придется брать в штат специалиста-химика.
Предписание главного санитарного врача Москвы и Роспотребнадзора состоит из 34-х пунктов, выполнение половины которых — проблема.
Но и это еще не все. На промышленных предприятиях работодатель не должен допускать к работе «по результатам предсменного осмотра сотрудников с проявлениями острых респираторных инфекций». Возникает естественный вопрос: кто будет проводить этот осмотр? Ведь для этого нужен специалист. Однако, медицинские кабинеты и медработники есть далеко не на всех предприятиях. «НИ» обратились за разъяснениями к консультанту Управления промышленной политики Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Анне Дельновой.
«На большом промышленном предприятии и в солидном офисе должен быть медпункт, а в штате — медицинский работник. Проверка сотрудников должна проводиться на входе, организованно. Если в штате медработника нет, надо заключить договор с поликлиникой», — пояснила Анна Дельнова. Однако, в правильности своего совета сотрудница департамента инвестиционной и промышленной политики была не уверена и посоветовала обратиться в Роспотребнадзор. Мы так и сделали.
«Если медработника в штате организации нет, надо заключать договор с поликлиникой, или сотрудники в индивидуальном порядке должны туда направляться для осмотра», — пояснила ведущий специалист, эксперт отдела надзора за условиями труда Роспотребнадзора по Москве Екатерине Гордиенко.
Открывать медпункты обязаны не все предприятия. В СНиП рекомендуется , чтобы «при списочной численности работающих от 50-и до 300-т сотрудников при проектировании зданий был предусмотрен медпункт. Создавать же здравпункты и вводить в штат должности медицинских работников многие производственные предприятия вправе, но не обязаны (п. 4 ст. 24 закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). В законодательстве по охране труда прямо указано на требование содержать здравпункт только для отдельных организаций: автотранспортных, морских и речных портов, а также нефтеперерабатывающих производств.
Это значит, что в небольшой московской хлебопекарне или в издательстве, которое арендует помещение и едва сводит концы с концами, медпункт скорее всего не обнаружится. Что касается договора с поликлиникой, то возникает вопрос. Договор этот, очевидно, будет не бесплатным для предприятия. Вслед за этим возникает другой вопрос: куда и зачем предприятие ежемесячно отчисляет налоги на ОМС на каждого сотрудника?
Что касается предложения отпускать сотрудников на самостоятельный осмотр в поликлинику, то тут вопросов еще больше: какой руководитель согласится отпускать сотрудника, занятого на поточном производстве или на конвейере на неопределенный срок в рабочее время в поликлинику, которая расположена иногда на другом конце города?
Никто не спорит с тем, что «санитарно-бытовые помещения должны быть обеспечены средствами для мытья рук». Любой согласится, что в помещениях предприятия должна проводиться ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств , «причем всех поверхностей, включая подоконники и отопительные приборы», как указано в документе. Но вот пункт «обеззараживание воздуха в помещениях проводить при помощи облучателей закрытого типа, которые возможно применять круглосуточно в присутствии людей» — это на самом деле проблема. На одном из медицинских сайтов, который специализируется на медицинском оборудовании, я нашла цены на эти самые закрытые дезинфецирующие лампы. Они колеблются от 7 990 до 18 тысяч рублей. Если на предприятии несколько помещений и они достаточно большие, таких ламп потребуется несколько. Соответственно, суммы возрастут. К этим расходам прибавятся еще «не снижаемый запас дезинфицирующих средств», средства индивидуальной защиты ( маски), ну и весь перечень «химии» для дезинфекции.
«НИ» поинтересовались в Департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы, предполагается ли выделять субсидии на приобретение всех этих средств дезинфекции, за отсутствие которых руководству предприятия светит кара по ст. 19.5 КоАП РФ.
« Маски – хоть какие-нибудь, любые, должны быть обязательно. Дезинфекция для рук тоже. Ну и все остальное организация тоже должна приобретать за свой счет… Нет, субсидии со стороны правительства Москвы не предусмотрены. Узнайте в Роспотребнадзоре, может, с их стороны предусмотрена материальная или какая-то иная помощь», — заявила консультант Управления промышленной политики Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Анна Дельнова.
Однако, ведущий эксперт отдела надзора за условиями труда Роспотребнадзора по г.Москве Екатерина Гордиенко дала категоричный ответ: «Субсидий никаких не предусмотрено, предприятие все закупает за свой счет. Все указанное в перечне нужно иметь!».
Мы решили поинтересоваться в нескольких предприятиях Москвы, как они относятся ко всем этим предписаниям и что думают по поводу приобретения за свой счет целого склада средств дезинфекции, не дешевых ультрафиолетовых обеззараживающих закрытых ламп, а также ежедневного медосмотра. Возможно, за свой счет.
Заместитель директора крупной фабрики по пошиву одежды «Большевичка» Елена Кузина сообщила «НИ», что Предписание от правительства столицы по поводу мер борьбы с коронавирусом они не получали, до них дошло лишь распоряжение из Управы, в котором содержалось упомянутое Предписание главного санитарного врача Москвы и Роспотребнадзора из 34-х пунктов. «Отчитываться надо , начиная с 27-го февраля, а мы только получили это письмо… Что касается обеззараживающих ламп и средств дезинфекции – если субсидий не предусмотрено, придется решать вопрос с нашей бухгалтерией. Медпункта и медработника в штате нашей фабрики нет, но мы придумали выход: у нас арендует помещение частная клиника, будем как-то с ней договариваться».
Как нам сообщили на московском заводе «Серп и молот», о Предписании Роспотребнадзора, главного санитарного врача столицы и правительства Москвы там ничего не слышали и никаких бумаг из департамента инвестиционной и промышленной политики не получали.
На «Хлебзаводе №24» г. Москвы сообщили: «Предписание получили только вчера. Медпункт у нас на территории есть, медосмотры проводить будем. Что касается обеззараживающих ультрафиолетовых ламп, индивидуальных средств защиты и средств дезинфекции, это бухгалтерия посчитает. Исходя из полученных сумм закупим, что возможно. Отчеты все напишем. А что делать, раз требуют?».
Директор по безопасности кондитерско-булочного комбината «Черемушки» Андрей Мосов сообщил со вздохом: «Медпункт – не проблема. Есть он у нас. Посчитаем с бухгалтерией, посмотрим, что можно закупить. Что-то закупим, что-то проигнорируем. Нас же никто не может обязать закупать весь этот список. В общем, отчитаемся как-нибудь».
Кстати, форма, по которой предприятия Москвы еженедельно должны отчитываться перед правительством и Роспотребнадзором, подразумевает достаточно детальные характеристики : количество УФ-установок на объектах с указанием адреса, наименования дезинфецирующих веществ и их количество в литрах, количество приобретенных индивидуальных средств защиты и антисептиков…
По такой таблице все предприятия Москвы теперь обязаны отчитываться еженедельно по четвергам, до 16 часов с 27 февраля. Иначе административное наказание по статье КОАП.
Возникает закономерный вопрос: почему предприятия , многие из которых переживают не лучшие времена, должны закупать все это на свои средства? Куда идут 30% налогов, которые предприятие платит за каждого сотрудника в ОМС, ПФР, в социальные фонды? Почему государство только требует, заставляет, угрожает, но ни разу не помогает? Запреты, предписания, запугивания… А помощь — где?
«НИ» уже рассказывали , как журналист Евгений Берг, вернувшийся из Ирана, решил провериться на наличие инфекции коронавируса, обзвонил все «Горячие линии», дошел до департамента здравоохранения Москвы, но так и не получил никакого конкретного ответа. Мы поинтересовались у ведущего эксперта отдела надзора за условиями труда Роспотребнадзора по г.Москве Екатерины Гордиенко, каким образом человек может узнать, инфицирован он коронавирусом или нет. «Для этого необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства. Исходя из симптомов, врач направляет на анализы. Соответствующие индикаторы, определяющие коронавирус, есть в московских лабораториях», — ответила Екатерина Гордиенко.
Так не проще ли людям с подозрением на коронавирус без длительных походов по поликлиникам и медосмотров сразу сдавать эти анализы? Не проще ли организовать департаменту здравоохранения совместно с Роспотребнадзором выездные лаборатории и пункты медосмотра на крупных предприятиях или по крайней мере помочь создать их там, где нет своих медпунктов? Ну и почему бы в конце концов правительству Москвы не выделить субсидии предприятиям или просто выдать все необходимое для дезинфекции, чтобы кондитеры, издатели, швеи и пекари не выясняли в интернете или у знакомых химиков, что такое «полимерные производные гуанидина» и где их раздобыть, чтобы отчитаться?
Если все пустить на самотек, то результат окажется вполне предсказуемым: все отчетности превратятся в обычные отписки, от которых число заболевших коронавирусом не сократится. И я даже знаю, куда потом пойдут все эти тонны отчетов, сочиненные московскими предприятиями для Роспотребнадзора и департамента инвестиционной политики и промышленности. Этими отчетами попросту отчитаются перед вышестоящими организациями. Только вот уменьшится ли от этого угроза заболевания коронавирусом ?